Гыгы. А нашла статью, и она мне нравится.
В России уничтожена система образования
Распространение приветствуется
Образование без образования.
То и дело некоторые люди издают панические вопли о разрушении российской системы образования, о пагубности проводимых реформ и т.п. ужасах. Вопли, конечно же, сопровождаются призывами не допустить, сохранить, вернуть «всё взад»… Так вот, эти люди подобны пассажирам корабля, заметившим, что он тонет, когда вода уже заливает верхнюю палубу.
В России НЕ осталось системы образования! Удивил? Тем не менее, это действительно так. Систематическое образование в России ныне дают лишь в крохотном числе ВУЗов уровня МГУ или СПбГУ. Причём не на всяком факультете. И в столь же крохотном числе школ. Да и то, скорее в силу упорного сохранения прежних традиций. Скоро падут и эти островки. И дело тут не в принятии ЕГ или болонской системы. Они всего лишь гвозди, забиваемые в крышку гроба, дабы образование вдруг каким-то чудом не встало оттуда. Дело в том, что еще до внедрения всей этой гадости, нашу СО четко и планомерно умертвили, погрузив ее в тот же непрекращающийся системный кризис, в котором находится образование западное (о нём см. постскриптум).
В чем же суть этого процесса? На самом деле всё гениально просто. Чтобы превратить отлаженную и качественную систему образования в аморфное нечто, дающее «диплом ни за что» достаточно провернуть в государственном масштабе всего лишь две простейших операции и сделать одну «бяку», которая отвлечёт внимание. Во-первых, надо подменить образование обучением. Во-вторых, превратить систематическую работу СО в хаотическую. То есть обеспечить непрерывную ротацию образовательных программ в сочетании с их информационной перегрузкой.
Что значат эти утверждения? Они означают следующее:
Существует огромная, но малозаметная несведущему пропасть между умением оперировать информацией в какой то области, даваемым систематическим образованием, и голым знанием, даваемым обучением.
Главное отличие образования от грамотности – образованный имеет знание о мире во всей полноте, а грамотный является товаром для продажи на рынке труда.
В первом случае человек, получая некий (не обязательно большой) объем профессиональных знаний, как основной навык получает умение эти знания применять и главное – наращивать далее самостоятельно. ОН ПРИОБРЕТАЕТ МАСШТАБНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Потом он может самостоятельно действовать в своей области знания, постигать недостающее и открывать новое. Он получает от образования действительную пользу и потом возвращает обществу, прогрессу, науке (нужное вписать) сторицей. Таким образом, от систематического образования, то есть от формирования навыков пользования информацией есть прямая польза и выгода обществу и стране. Во втором случае человек, которому просто впихивают в голову информацию, которого механически обучают, бесполезен. Он не понимает сути того, что делает, и как следствие не способен (как минимум, сильно ограничен) созидательно использовать полученную информацию. Физик, понимающий суть физических процессов и умеющий исследовать их с пониманием этой сути сотворит открытие. Физик, умеющий лишь цитировать зазубренные формулы, не понимая их содержания – простой сотрясатель воздуха. В лучшем случае ассистент первого, подающий тому кофе и бутерброды.
По мнению коммерсантов от образования, передача профессиональных знаний – уже образование. На самом деле такие «знания» создают не человека, а биовинтик для экономической машины. Образование – это создание Человека. Вдумайтесь в само слово «образовать» - это создать, совершить акт творения. В школу приходит маленькое человеческое существо с рядом желаний, умеющее ходить и говорить. Это сырой материал из которого надо создавать Человека с большой буквы. Показателем успешности образовательного учреждения является не его окупаемость и даже не глубина освоения профессиональных знаний. Сие формальные показатели. Главный показатель качества – это человечность его выпускников. Если человек знает науки, но не имеет высших ориентиров, во имя чего науки свои применять, это не образованный человек. Это предмет для изготовления предметов, у которого нет масштабного мышления. Как следствие нет способности познать окружающий мир в целом.
Если совсем уж просто: образование = формирование личности; обучение = дрессировка интеллекта. И кто не знает фундаментальных ориентиров, не знает социальных законов, тот не знает направления своего пути. Тем можно манипулировать, его никакие науки и знание языков не защитят. Он даже не заметит манипулирования. Кто знает, кто понимает, тот неуязвим, его нельзя накормить духовным ядом, прикрыв его красивыми словами.
Второй пункт базируется на том, что для нормального усвоения информации, для её понимания человеком, это знание мало показать и рассказать. Надо сделать это по определённой методике, причем, проходить материал надо в разной форме и не за пять минут. Эффект тем сильнее, чем масштабнее и последовательнее в стране реализуется ЕДИНАЯ система образования, по единым программам и методикам. А главное даже не в этом. Главное в том, что принятую программу и методику в отношении конкретного человека надо применять ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО в течение ВСЕГО цикла обучения. То есть 10 лет в школе и 5 в ВУЗе у человека должна быть НЕ МЕНЯЕМАЯ (в пределах разумного) программа обучения.
НО уже много лет в российской СО действует безумное смешение всевозможных государственных и авторских программ обучения, каждый год в школах и ВУЗах вводят новые и отменяют старые, всё время издают новые учебники и т.п. Кто-то последовательно разбил ключевые узлы, перетряхнув в умах всякое представление об организации образования. В результате, такая «незначительная отрасль» как СО отдана коммерсантам. Иные из них пробились в государственные структуры и пилят бюджеты. Другие устраивают «университеты».
Образование порождает элиту общества. Главное качество элиты не просто интеллект, но интеллект, произрастающий из моральных качеств, из принципов чести, воли, этических убеждений. Однако выпускники нынешних "элитных" школ накачены вторичными знаниями. Элитность этих школ только во внешнем блеске, спросите его: в чем первостепенные обязанности мужчины и женщины, что есть добро и зло? В ответ он понесет околесицу. Все главные вопросы «учителя» обошли стороной. Вместо того, чтобы дать ребенку шкалу ценностей, показать красоту высокого и мерзость низкого ему предлагают выбирать путь самостоятельно. Что ребенок может выбрать, если ему нечем руководствоваться, если нет у него ничего? Живя в обществе потребления он выбирает то, что подсказывает рынок. Выбирает «более выгодное». Он не понимает, что выгодное сиюминутно, далеко не так выгодно в долгосрочной перспективе. Если солдата научить стрелять, но не сказать куда стрелять, он будет стрелять куда выгоднее. Если ребенку не дает шкалу ценностей учитель, её даст Рынок. Он весьма последователен, методично вдалбливая свою шкалу ценностей с множества направлений. В итоге под видом свободы маленькому человеку формируют мировоззрение, согласно которому всё продаётся и покупается. По видом развлечений, через западные мультики и компьютерные игры младшему поколению внушается философия коммерческого успеха. Под видом «образования» молодым людям внушается, что главное обладать вещами думать о себе. Что только лохи носятся с честностью, а крутые продают всех и вся, и сами продаются.
На самом деле это низший уровень. В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ТАК ОБРАЗОВЫВАЛИ ПЛЕБС, готовя его работать «винтиком». То есть в отношение плебса была разработана социальная стратегия («система двух коридоров»), предусматривающая отсутствие цельного знания. В условно «низшей» школе готовят живые механизмы, в условно «высшей» элиту. В высшей задача создать человека и дать ему масштабное мышление. Некоторые богатые и могущественные люди это понимают, но не знают куда устроить своих детей. В итоге дошло до того, что во всех суворовских училищах конкурсы по несколько десятков человек на место, при полной непрестижности службы в армии. Это ли не доказательство неприемлемости современной СО?
Одновременно с этим процессом соседствует ужасающая проблема информационной перегрузки. Перегрузка информацией настоящий бич современности. Ежедневно издается более 3000 книг, объем новой технической информации удваивается каждые два года, половина того, что студенты технических специальностей изучают за первый год, устаревает к третьему курсу. Бывает, что ВУЗы готовят людей для профессий, которые уже не существуют. И этот процесс непрерывно ускоряется. По некоторым расчётам уже в 2010-12 годах объем технической информации начнёт удваиваться каждые 72 часа. В результате образовательные программы забиты до предела огромными массивами сведений, ибо в современном мире уже надо бежать, чтобы остаться на месте. Кстати одно из наиболее очевидных последствий этого – острая нехватка времени на изучение материала, как следствие его отвратительное усвоение. Выпускник царской гимназии до конца жизни помнил латынь, греческий и всё что ему преподавали. Выпускник советского ВУЗа, до конца жизни был серьезным специалистом, как правило, способным применять полученные знания и развивать их. Выпускник нынешней средней школы «пройдя» массу предметов фактически является неучем, натасканным на преодоление неких типовых экзаменов. Он с трудом вспомнит кто такой Пушкин, что измерял Ом и какова суть открытий Бойля и Мориота. Не говоря уж про дату Куликовской битвы и тех, кто в ней участвовал.
Главное же в том, что теперь нельзя однажды научиться и всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование уже является жизненной необходимостью. В свете этого, обучение без образования в буквальном смысле приговаривает к смерти страну, такое у себя допустившую.
Самое же интересное в том, что для работы по специальности, как правило, не требуется знание огромного массива всей информации по своей теме. Достаточно некоего определенного минимума и развитого масштабного мышления. Остальное человек с таким багажом постигает и применяет по мере необходимости, в соответствии с новейшими достижениями прогресса.
Так что смотрим сказанное выше и «радуемся» перспективам. Человечество вступило в информационную эру, а мы не то, что не готовы, у нас даже нет механизмов подготовки!
А теперь про «бяку». Бяка связана с материальным (ресурсным) обеспечением образования и с идеологическим наполнением. Вернее НЕ обеспечением и НЕ наполнением.
Сказочно богатый иезуитский орден тратил на образовательные программы более половины доходов. Император Александр 1 отдавал на содержание царскосельского лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Выпускники лицея были славой и гордостью России. Один Пушкин чего стоит, а ведь кроме него, среди выпускников лицея была огромная плеяда великих государственных деятелей и просто исторических личностей. Ныне, СО лишь в мечтах может вспоминать о том уровне обеспеченности, что был некогда. «Компьютерный кабинет в каждой школе» - это замечательно, но совершенно не достаточно, особенно когда компьютеры поставляются без программ и учителей потом судят за установку пиратского софта. И тем более учитывая стремительно растущие потребности информационного общества. И еще требуют от учителей «воспитывать» достойных граждан. Как их воспитать, если ни сил, ни возможностей нет?! А появилась эта бяка в связи с общим развалом экономики страны, из какого развала, мы до сих пор, не смотря на все успехи, не вылезли. И ещё долго не вылезем.
Что же до наполнения идеологией, тут не надо долгих объяснений. Раньше, что при царе-батюшке, что при советской власти образование было наполнено прогосударственной идеологией. Т.е. было важной системой воспитания человека как гражданина. Ныне этого практически нет, а где есть - принимает гротескные формы. Пустое место – свято не бывает. «Выпить пива, «дунуть», заколотить бабок, трахнуть тёлку/склеить парня, оторваться на дискотеке под электронное «умц-тумц-тумц»», таково сейчас наполнение многих детских – подростковых - юношеских голов. Что у нас есть против сего не хитрого набора? Кое-что есть, но ОЧЕНЬ мало. Последствия столь наглядны, что не нуждаются в описаниях.
Ах да. Еще качество самих учителей… старые кадры исчезают, новые обычно не радуют… Ошибки лётчика видны сразу, ошибки преподавателя через десять лет. И те, и другие практически не исправимы. Впрочем, это тема для отдельной большой статьи.
Вывод по теме:
Большинство российских учебных заведений умело превращены в фабрики по штамповке «типовых разжиженных мозгов». По штамповке людей без реального образования. Людей практически не способных к настоящей созидательной деятельности на благо себя и отечества. В России нет ни одной школы, ни одного ВУЗа, нацеленных образовать человека. Практически все школы и ВУЗы ориентированы на создание плебса. При таком образовании, даже у потенциальных масштабных людей стремления формируются исключительно потребительские. Они способны в ремесле и не способны объять разумом целое – нет у них навыка думать в таком масштабе. Для них эта статья наполнена бредом. Отсутствие широко элитного образования оправдано, так как большинство не имеет талантов, чтобы понять всё. Однако это не значит, что большинство не нуждается в образовании.
Итак, в России НЕТ системы образования. Как следствие, будущего у России, скорее всего, тоже нет. И гарантировано не будет, если мы станем сидеть, сложа руки. Сегодня Россия нуждается совсем другой школе. В школе подлинной, которая определяется не отделкой стен и не числом компьютеров, а качеством формирования человека. В школе, дающей твердые принципы, с прочным идеологическим фундаментом. Но еще более Россия нуждается в создателях такой школы.
ПС.
Хотя разрушение российской СО есть результат планомерного ведения против России информационной войны, призадуматься стоит всему развитому миру. Потому что он весь охвачен системным кризисом образования. Мир изменился, школа же продолжает оставаться какой и была все 300 лет индустриальной эпохи. Современная школа не учит: творчески перерабатывать знания, жить в быстроменяющемся мире, решать открытые (творческие задачи), переучиваться, а самое главное: она не учит хотеть учиться всю жизнь! Без этого, образование просто невозможно.
С уважением, искренне Ваш З. ГорынычЪ, преподаватель истории.
31.05 – 4.06 2009
http://www.diary.ru/~klamdrako/p71898097.htm