Ну-с, с красным днём календаря!
По этому случаю - нечто крррысино-ррреволюционное.
В 1904 году, как известно, в Швейцарии болталась масса русских революционеров разного толка. Перспективы их были туманны, они ж не знали, что в самом скором времени грянет Кровавое воскресенье, и царь-тряпка преподнесёт революционную ситуацию, можно сказать, на блюдечке.
Большевикам было довольно кисло, "Искру" у них к тому времени меньшевики отжали. И большевистская компания, за неимением стоящего дела, развлекалась выпуском карикатур. Вот однажды Пантелеймон Лепешинский нарисовал картинки на старый известный сюжет, как мыши кота хоронили. В роли кота изобразил Ленина, который потом кааак вскочит, кааак наведёт шороху среди политических противников. Это, кстати, Мартов невольно подал идею - написал в пику Ленину статью с подзаголовком «Вместо надгробного слова».
Тиснули несколько тысяч экземпляром.
Дальше в узких кругах произошёл небольшой скандальчик. Главным образом, скандализирован был Г.В. Плеханов (представший в виде "премудрой крысы Онуфрия"), супруга которого причитала: «Это что-то невиданное и неслыханное ни в одной уважающей себя социал-демократической партии. Ведь подумать только, что мой Жорж и Вера Ивановна Засулич изображены седыми крысами... У Жоржа было много врагов, но до такой наглости ещё никто не доходил...» И вообще, "Жорж" был так зол, что супруга опасалась, как бы дело не кончилось дуэлью.
Хотя казалось бы, ну политическая карикатура, эка невидаль.
А в чём тут штука нам, потомкам, разъяснил в воспоминаниях небезызвестный товарищ Бонч-Бруевич! «Плеханов, который органически не переваривал мышей, о чем, конечно, тов. Лепешинский не знал, до последней степени был потрясен и возмущен изображением его в неподобающем мышином виде."
Кто ж мог подумать, что у него фобия!
И история даже сохранила эти порисульки.